Прокладка кабелей и проводов на судах – особенности судового монтажа кабелей. Прокладка кабеля на судах должна выполняться в соответствии с нормативами СП 76.13330.2016 «Электротехнические устройства», СП 77.13330.2016 «Системы автоматизации» и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).
Предусмотрено два метода монтажа электропроводки на судне – в защитных трубах и при помощи специальных морских кабелей в герметичной резиновой изоляции (в сухих помещениях) и защитных кожухов.
Основные требования монтажа кабелей без защитных труб на судах
Важные правила судового монтажа кабельной электропроводки:
прокладка в стальных защитных коробах (с плотными герметичными крышками), по электротехническим лоткам и на несущих кабельных конструкциях;
допускается монтаж отрезка кабельной линии методом подвеса на канате (стальном металлическом с антикоррозийной обработкой);
кабельные линии прокладывают параллельно стенам с минимальным количеством поворотов и пересечений;
измерительные пирометрические цепи разрешено прокладывать только при помощи компенсационных проводов;
другие цепи автоматики на судах (кроме пирометрических) напряжением ниже 4,5 В выполняют проводами с медной жилой, с напряжением выше 4,5 В – контрольным кабелем со смешанными медно-алюминиевыми или алюминиевыми жилами;
в сухих помещениях разрешено прокладывать кабели в резиновой оболочке;
на всех остальных линиях электрических цепей на судне применяют освинцованные кабели или кабели в изоляции из негорючего каучука;
обязательна маркировка всех кабелей по трассе с указанием характеристик проводов и кабелей, согласно электрической схеме;
выбор сечения кабеля должен ориентироваться на мощность подключаемых устройств и среднюю силу тока в электрической цепи;
кабели и провода в оплётке из проволоки обязательно заземляют на общий контур;
соединение проводов и кабелей с разным типом изоляции выполняется только через распределительную (ответвительную или магистральную) коробку;
коробки устанавливаются в отсеке, где электропроводка выполнена проводами;
в местах, где велик риск механических повреждений, кабели обязательно нужно защищать металлическими трубами, коробами или кожухами;
проводить кабели по железным переборкам можно в том случае, если они не отпотевают;
перед прокладкой кабеля переборки обязательно окрашивают несколькими слоями водостойкой краски;
монтаж кабеля в желобе разрешен по водонепроницаемой переборке, по металлической панели или по мосту из скоб. Конструкции соединяются с переборкой сваркой;
все кабельная электротехническая проводка на судне должна быть выполнена с применение крепления на скобы, в желобах, в кассетах или в защитных панелях;
соединение проводов и кабелей – только в коробках, пайка проводов запрещена;
необходима установка защитных панелей и прокладок при пересечении кабельных линий, в местах изгиба угольников, бимсов и других конструкций судна;
шаг крепления кабеля скобами зависит от веса и диаметра кабеля;
допустимый радиус изгиба кабеля – 9 внешних диаметров для бронированных кабелей, 7 диаметров – для освинцованных проводников, 2 диаметра – для кабелей и проводов в резиновой изоляции.
Прокладка кабеля по палубе выполняется только в защитных оцинкованных металлических трубах. При прокладке кабеля через переборки и другие металлические конструкции устанавливают сквозные переходники из дерева или свинца.
Для подведения энергии от генератора к приёмнику могут использоваться электрические цепи проводов и кабелей с вторичным распределительным щитом или подстанцией.
Современные способы прокладки кабелей на судах допускают прокладку линий без дополнительной защиты трубами, если применяется специализированные бронированные марки кабельных проводников. На рис. показаны установленные нормативы по ГОСТу и ТУ для кабельной продукции, разрешенной к применению на судах.