Прокладка трансатлантического кабеля
Интересные факты о прокладке первого трансатлантического кабеля. Возможность соединения двух материков предполагал известный американский изобретатель Морзе. Но успешная прокладка трансатлантического кабеля стала возможной только после открытия принципиально нового изолятора для металлических проводящих жил.
Из Индии в Европу была привезена гуттаперча. Немецкий изобретатель и основатель фирмы Siemens Вернер фон Сименс предложил создать из этого вещества водонепроницаемую изоляцию для подводных кабелей. Так как гуттаперча может находиться под водой длительное время, не меняя своих прочностных и водоотталкивающих характеристик, то этот материал стал идеальным решением для гидроизоляции телеграфного кабеля.
Теперь можно было реализовать грандиозный проект, который ранее потерпел несколько неудач. Первая попытка проложить кабель по дну была предпринята летом 1850 года, но кабель, протянутый от Дувра во Францию, передал всего одно телеграфное сообщение и перестал работать из-за обрыва простой рыболовной сетью.
Главное, чего добились ученые – они доказали, что передача телеграфных сообщений таким способом возможна и добились серьезного финансирования своих изысканий. Акционерное общество, организованное Д. Бреттом в 1851, учло все недоработки и продумало новую конструкцию подводного кабеля. Он стал намного тяжелее - теперь для прокладки не требовалось устанавливать направляющие буи и привязывать груз, чтобы опустить кабель на дно. Тестовые испытания прошли успешно, и линия телеграфа, соединившая Дувр и Кале, работала без перебоев.
Уже в ноябре 1852 была налажена телеграфная связь по дну моря между Парижем и Лондоном. После к этой сети присоединилась Ирландия, Германия, Бельгия и Голландия. В 1854-1855 годах было налажено телеграфное сообщение по дну Черного и Средиземного морей.
Первый трансатлантический кабель был проложен компанией предпринимателя Сайруса Филда. Самый важный вопрос, стоявший перед создателями трансатлантической сети – сможет ли электрический ток преодолеть такое огромное расстояние и передать телеграфный сигнал, ведь расстояние между Америкой и Европой по дну Атлантического океана составляет более 5000 километров.
Медный канат, который предполагалось тянуть по дну океана, состоял из 7 проводников, скрученных в одну прочную жилу. В качестве оболочки использовалась гуттаперчевая изоляция. Для большей герметизации жилы обмотали выдержанной в смоле пенькой, обвили 18 жгутами из скрученных проволок. Вес кабеля был огромен, для его транспортировки понадобилось более 180 железнодорожных вагонов.
После нескольких неудачных проб в 1857 году усилия всех участников проекта увенчались относительным успехом. Правительства США и Великобритании предоставили для этих целей фрегат пароход «Ниагара» и линкор «Агамемнон». При помощи этих мощных по тем временам кораблей на дно Атлантики было уложено более 600 километров кабеля, но вес был слишком велик, и кабель оборвался.
Только в 1873 году англо-американской компании удалось наладить телеграфную связь между Европой и Америкой. Кабельная трасса соединила город Пти-Миньон во Франции и Ньюфаундленд. В 1874 году была налажена связь между Европой и Южной Америкой.
Через 11 лет Францию и Америку соединяло уже 4 телеграфных кабеля.
Современные оптоволоконные кабели обладают высокой пропускной способностью и надежно защищены от механических повреждений. Укладка кабельных трасс выполняется при помощи специальных кораблей-кабелеукладчиков, определить маршрут трассы помогают современные эхолоты и другое радиолокационное оборудование.